Свайные основания и фундаменты
Москва, Проспект Вернадского , д. 92 стр. 1

Эффективный метод устройства свайных фундаментов

Российский деловой журнал «Точка опоры» (март 2013)

Принцип погружения свай методом вдавливания является самым прогрессивным методом устройства свайных фундаментов для жилищного, промышленного строительства. Он повсеместно используется в развитых странах Европы. По словам заместителя генерального директора ООО «СпецСтройСервис» Александра Иосифовича СНЕГОВСКОГО в последнее время этот метод стал особенно востребованным при строительстве в больших городах.

– Александр Иосифович, расскажите, пожалуйста, почему именно метод вдавливания свай в последнее время вновь стал столь востребованным?

– Этот метод рекомендуется применять, прежде всего, в условиях плотной застройки территории, возле аварийных, ветхих сооружений, в исторических местах, а также там, где запрещается погружать сваи вибропогружением или ударным способом.

Основной фактор его применения – исключение возможности динамических нагрузок на здания, расположенные рядом. Скажем, в Москве действует постановление правительства о запрещении забивки свай. И не только в столице, но и на территории любого города, строительство отдельных объектов методом забивки свай при помощи дизельного молота рядом с уже существующими строениями не приветствуется.

Ведь это не только шум, но и динамические воздействия на грунт. А при ударе молота на сваи волна распространяется на близстоящие объекты. При вдавливании же никаких динамических воздействий на грунт нет.

– И чем же сваи вдавливаются?

– Для вдавливания может применяться гидравлическая (или электрическая) сваевдавливающая машина, а также специальные электрические вибровдавливающие установки. Мы используем сваевдавливающую машину HUNAN ZYB 360. Её применение считается наиболее эффективным для погружения железобетонных свай и различных шпунтов в условиях плотной городской застройки вблизи ветхих и аварийных сооружений, а также там, где запрещено погружать сваи ударным способом. Использование данной техники позволяет преодолеть сопротивление любого грунта, за исключением скального.

– А если скальный попадётся?

– Тогда будем применять другой метод. У нас есть различные установки.

Вообще наша компания специализируется на выполнении работ по свайным основаниям. Чаще всего применяем метод вдавливания, но в принципе, по необходимости, можем применить другие технологии устройства фундамента. Среди буросекущие сваи, забивка свай, монтаж шпунта, «стена в грунте», буронабивные сваи. Там, где есть твёрдые породы, метод вдавливания, конечно, не пойдёт, но там и проектировщики дают другие указания по строительству фундамента. А мы, строители, должны работать чётко по чертежам, выданным нам проектными организациями. У строителей есть такая поговорка: «Чтобы не было галдёжу, надо все делать по чертёжу». И тогда все будет сделано правильно.

– В чём конкретно преимущества метода вдавливания свай перед теми, которые вы перечислили?

– Главное преимущество в том, что в процессе работы вдавливаемые сваи не создают динамических колебаний, нет опасности разрушения рядом стоящих объектов. Это позволяет проводить работу в стеснённых условиях и труднодоступных местах.

Кроме того, метод позволяет сократить сроки строительства фундамента на 20-30%, а это экономия не только времени, но и денежных средств. Технология позволяет погружать сваи на необходимые проектные отметки. И потом, этот метод отличается низким уровнем шума по сравнению с другими.

– Анализируя свой опыт военного строителя, скажите, под любой ли объект можно построить фундамент, применяя метод вдавливания свай?

– Смотря, что вы имеете в виду под объектом. Здесь же важно не только его назначение, но и грунт, на котором этот объект возводится. Вот мы сделали целую серию вдавливаний на месте строительства малой арены на стадионе «Спартак». Но потом проектировщики пришли к выводу, что нужно делать буронабивные сваи. Там низина, берег Москва-реки, и состояние грунтов достаточно серьёзное.

Зато применение метода вдавливания было удачным при строительстве железнодорожного моста. Нас попросило управление Юго-Восточной железной дороги, и мы в Воронежской области давили сваи под средние опоры железнодорожного моста. Был проект, когда пришлось фактически закреплять плывуны. Сваи требуется погружать до определённой отметки. И на данном объекте это было сопряжено с большими усилиями. Проектная несущая способность сваи составляла 80 тонн, а мы вынуждены были прилагать усилия под 300 тонн, чтобы её задавить. Мы фактически экспериментировали, но всё же дошли до несущего грунта. Зато теперь этот дом твёрдо «стоит на ногах». Мы можем на своих установках делать и составные сваи, и доводить несущую способность сваи до 360 тонн.

Раз уж вы заговорили о моём опыте военного строителя, не лишним будет обратиться к нему. Я проходил службу на инженерных должностях от производителя работ до заместителя начальника Строительного Управления Московского Военного Округа. И после выхода в отставку в звании полковника, на «гражданке», вплотную занимался строительством, занимал должности генерального директора «МосСтройПрогресс», начальника Управления промышленных предприятий при Спецстрое России, советника директора Спецстроя России, генерального директора «ИнжСпецСтрой». Скажу вам так: метод вдавливания свай перспективный, прогрессивный и применять его стоит, но если он по каким-то причинам не подходит, мы всегда найдём тот, который будет лучшим для применения на данном объекте.